С 1 июля 2021 года вступит в силу новый закон, регулирующий порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации

26.11.2020 г. Правовое просвещение Печать

Президентом Российской Федерации 31 июля текущего года подписан Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрены более поздние сроки вступления в силу.

Закон нацелен сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать субъектам предпринимательства больше гарантий при взаимодействии с органами, позволит значительно снизить необоснованное и излишнее давления на бизнес в виде всевозможных проверок, изменен перечень мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, вводятся новые форматы проверочных мероприятий.

В качестве новелл предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению: надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения; надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах; контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Введены новые виды государственного контроля (надзора), при организации и осуществлении которых не применяется Федеральный закон № 248-ФЗ, в том числе: федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности; федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций; надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

В целях информационного обеспечения создаются пять видов информационных систем, в том числе:

1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);

2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;

3) информационная система досудебного обжалования;

4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);

5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Вся система контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе, введено шесть категорий риска возможного причинения вреда - от низкого до чрезвычайно высокого. При этом, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.

Законом значительно сокращены сроки проверок - общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней.

Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено два вида контрольных (надзорных) мероприятий – это взаимодействие с контролирующим лицом и без такого взаимодействия.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольной закупки; мониторинговой закупки; выборочном контроле; инспекционном визите; рейдовом осмотре; документарной проверке; выездной проверке. Перечисленные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры, за исключением документарных проверок.

Без взаимодействия проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, которые не требуют согласования с органами прокуратуры.

Законом установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В частности предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.

Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц предусмотрено с учетом соблюдения досудебного порядка такого обжалования.

 

Начальник отдела

прокуратуры области                                                               О.М. Смирнова