Новое в законодательстве о труде

10.02.2012 г. Власть Печать

Минздравсоцразвития России приказом от 26.04.2011 № 342н утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок вступил в силу 1 сентября 2011 г. Цель принятия нового документа — сформировать институт независимой и профессиональной оценки условий труда на каждом рабочем месте.

В соответствии с новым Порядком аттестация проводится для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места, кроме тех, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.).

Существенное нововведение для работников: фиксация в ходе проведения аттестации вредных факторов, влияющих на здоровье человека, гарантирует работнику получение ряда льгот — сокращенную продолжительность рабочего времени, оплату труда в повышенном размере, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Именно эти льготы предусмотрены в Трудовом кодексе для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 92, 116 и 147).

В новом Порядке по сравнению с действующим более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между работодателем, аттестующей комиссией и аттестующей организацией.

Так, по действующему порядку на аттестационную комиссию (создается работодателем и аттестующей организацией на паритетной основе) прямо возложены обязанности по координации, методическому руководству и контролю за работой по аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако не конкретизировано, на кого возложено проведение аттестации, то есть непосредственно оценки условий труда на рабочих местах. В отношении аттестационной организации сказано, что она привлекается к проведению аттестации при необходимости.

Согласно новому Порядку аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация (одна или несколько). При этом проведение аттестации возлагается на аттестующую организацию. С ней должен быть заключен гражданско-правовой договор, исходя из которого она измеряет и оценивает условия труда на рабочих местах, оценивает соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Причем такая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю.

На аттестационную комиссию возложены руководство и контроль за проведением аттестации на всех этапах. В частности, она формирует необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы, составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, а также оформляет результаты аттестации в виде отчета.

По действующему Порядку представителей профсоюзов лишь рекомендуется включать в состав аттестационной комиссии наряду с руководителями структурных подразделений организации, юристами, специалистами по охране труда, по кадрам, труду и заработной плате, представителями аттестующей организации.

Согласно новому Порядку в аттестационную комиссию обязательно входят не только представители работодателя и аттестующей организации, но и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в аттестационную комиссию могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате и др.

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Начало проведения аттестации вновь организованных рабочих мест — не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

В Трудовой кодекс РФ внесены изменения, а именно введена норма о разработке Типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. По мнению законодателей, такое нововведение позволит исключить ситуацию, когда средства, предназначенные на закупку специальной одежды или на проведение аттестации рабочих мест, расходуются на иные цели.

Кроме того, Минздравсоцразвития РФ подготовил законопроект по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса РФ, ужесточающий ответственность за нарушение требований охраны труда. Минздравсоцразвития предлагает увеличить штрафы и создать классификацию самых тяжелых преступлений.

Так, за неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах работодатель должен заплатить от 100 до 400 тысяч рублей; за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – от 100 до 600 тысяч рублей; за допуск к выполнению работ работников не прошедших в установленном порядке медицинские осмотры – от 60 до 400 тысяч рублей.