
Как поясняет Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура, сейчас необходимость оформления разрешительной документации в области охраны атмосферного воздуха зависит от отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории.
На объектах I категории выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляются на основании комплексного экологического разрешения. Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510.
Обязанность по получению данного документа должна быть исполнена хозяйствующими субъектами, включенными в утвержденный приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень, в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Остальные юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 1 января 2019 года по 1 января 2025 года включительно;
На объектах II категории выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду. Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения утверждены приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников;
На объектах III категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В настоящее время порядок предоставления данной отчетности не определен.
Также нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), в отличие от объектов I и II категорий, для объектов III категории не рассчитываются.
На объектах IV категории оформлять разрешительные документы не требуется.
По вопросу действия разрешительной документации, оформленной до 01.01.2019, следует отметить, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Таким образом, изменения в законодательстве об охране атмосферного воздуха освобождают большинство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязанностей осуществлять нормирование и оформление разрешительной документации, при условии, что работа по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ими завершена.