Поиск

 

О порядке организации и проведения массовых публичных мероприятий. Правовая ответственность

06.05.2019 г. Правовое просвещение Печать

        Информацию подготовила старший помощник городского прокурора И.О. Пряхина

Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон).

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Следует отметить, что Закон возлагает на организатора акции обязанность по подаче уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Срок подачи данных уведомлений составляет (в зависимости от формы публичного мероприятий) от 3 до 10 дней до предполагаемой даты проведения.

По общим правилам в течение 3 дней со дня получения подобного уведомления указанные органы вправе предложить организатору изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, а также устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Внимание! Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Во всех перечисленных случаях акции считаются несанкционированными, за их организацию и участие в них граждане могут быть привлечены к административной ответственности. В частности, по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В зависимости от обстоятельств совершенного правонарушения для виновного предусмотрена административная ответственность в виде штрафа и вплоть до административного ареста.

Следует помнить, что дополнительно частью 1.1 указанной статьи законодателем установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях. Максимальным наказанием за данное административное правонарушение для физических лиц является административный арест до 15 суток.

Отдельно обращаем внимание на то, что в силу ст. 6 Закона участники публичного мероприятия не вправе скрывать своих лиц, иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения. Кроме того, они обязаны соблюдать общественный порядок, регламент проведения публичного мероприятия, а также выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, а также сотрудников органов внутренних дел.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции статьей 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа и/или административного ареста до 15 суток.

И.О. Пряхина
Яндекс.Метрика