Поиск

 

Права субъектов предпринимательской деятельности при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору)

27.12.2017 г. Правовое просвещение Печать
Необходимо знать, что при проведении проверок в отношении хозяйствующих субъектов они обладают следующими правами, предусмотренными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ):
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ (копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки, информация об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий; административные регламенты проведения мероприятий по контролю и порядки их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности). При этом информацию о проверке также можно получить из Единого реестра проверок, размещенного в сети Интернет по адресу: https://proverki.gov.ru, на котором контролирующие органы обязаны опубликовывать достаточно много сведений, среди которых - правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; сведения о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случае, если такое согласование проводилось; сведения о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок;
в) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
г) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора) по собственной инициативе;
д) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
е) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
з) на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора).
Некоторые нарушения, которые допускаются должностными лицами органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок, относящиеся к категории грубых, влекут признание результатов мероприятий по контролю недействительными, что препятствует их использованию в качестве доказательств нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. К таковым нарушениям относятся:
- отсутствие оснований проведения плановой проверки;
- несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
- привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
- отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
- отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
- требование документов, не относящихся к предмету проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверок;
- непредставления акта проверки;
- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
- участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Ряд из вышеперечисленных нарушений (проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) либо государственного учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке) образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.6.1 КоАП РФ. Возбуждение данного дела об административном правонарушении отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры, в связи с чем если при проверке нарушены права юридического лица, индивидуального предпринимателя, возможно обратиться в органы прокуратуры.
Яндекс.Метрика