Поиск

 

Эксплуатацию двух разгонных блоков на «Восточном» обсудили на общественных слушаниях

08.06.2017 г. Социальная сфера Печать
img5462Техническую документацию двух разгонных блоков, эксплуатация которых уже в ближайшей перспективе планируется на космодроме «Восточный», рассмотрели на общественных слушаниях 6 июня. На мероприятие в Детскую школу искусств были приглашены жители населенных пунктов района, расположенных вблизи космодрома, и все, кто неравнодушен к этой теме. Слушания были организованы администрациями Свободненского района и г. Свободного при содействии АО «ЭКА».

- Общественные слушания проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в img5460Российской Федерации» в рамках работ по подготовке проектной документации на перспективные космические системы и комплексы к проведению государственной экологической экспертизы, - пояснила во вступительном слове начальник аналитическо-правового управления администрации Свободненского района Л.А. Жигалова.

Общественные слушания посвятили проектам технической документации двух разгонных блоков: «Фрегат» и «ДМ». Об их особенностях, характеристиках и назначении рассказали представители организаций-разработчиков проектной документации.

img5459Разгонный блок «Фрегат» был создан АО «НПО Лавочкина» к началу 2000 г. по заданию Роскосмоса и министерства обороны для использования в составе ракет-носителей среднего и тяжелого класса с целью выведения космических аппаратов на заданные орбиты. Сейчас разные модификации «Фрегата» запускаются с космодромов «Плесецк» и «Байконур», а также Гвианского космического центра (Французская Гвиана).

- Уже проведен 61 запуск РБ «Фрегат». Он доказал свою надежность и точность выведения космических аппаратов на различные орбиты и подтвердил, что является средством выведения высочайшего уровня, - сообщил представитель АО «НПО Лавочкина» А.Ю. Поршнев.

Среди особенностей «Фрегата» - автономность (обеспечивает весь процесс выведения полезной нагрузки без вмешательства с Земли) и логика работы, предусматривающая выход из возможных внештатных ситуаций.

Создание второго разгонного блока – ДМ – на космодроме «Восточный» проводится в рамках выполнения Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Главным исполнителем является ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королёва».img5461

- Безопасность его эксплуатации обеспечивается проектно-конструкторскими мероприятиями и технологическими решениями и подтверждена многолетним опытом эксплуатации на космодроме «Байконур» и по программе «Морской старт», - рассказал представитель РКК «Энергия» имени С.П. Королёва О.И. Поляков.

Основной доклад по повестке дня – о результатах оценки воздействия разгонных блоков на окружающую среду – от лица разработчиков материалов оценки воздействия на окружающую среду представил Д.А. Овсянников, представитель АО «ЭКА».

Как сообщил Дмитрий Александрович, наземная подготовка разгонных блоков не приводит к ухудшению качества поверхностных и подземных вод в регионе. Производственные сточные воды, которые будут образовываться при заправке блоков, подлежат утилизации термическим методом в специальных подвижных агрегатах нейтрализации паров и промстоков компонентов ракетного топлива. Попадание загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты исключается также из-за значительного удаления водоемов от производственных площадок космодрома.

В рамках данных проектов не предусматривается строительство новых сооружений и транспортных магистралей на территории космодрома, поэтому непосредственное воздействие на почву при подготовке разгонных блоков img5462исключено. Не оказывают разгонные блоки и радиоактивного воздействия на окружающую среду, так как в их составе нет радиоактивных материалов и веществ.

Воздействие на атмосферный воздух при наземной подготовке разгонных блоков происходит при их заправке в результате выбросов загрязняющих веществ, а также при транспортировке по территории космодрома автомобильным и железнодорожным транспортом.

- Результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ от агрегатов нейтрализации паров и промстоков компонентов ракетного топлива показали, что приземные концентрации при заправке рассматриваемых блоков не превышают значений максимальной разовой предельно допустимой концентрации для воздуха населенных мест на следующих расстояниях от источников выбросов, - пояснил Дмитрий Александрович. – Учитывая режим работы источников загрязнения, продолжительность цикла подготовки РБ, а также результаты проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что наземная подготовка РБ не приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха в районе размещения космодрома «Восточный».

Говоря о производственных отходах, которые появятся в результате эксплуатации оборудования, Дмитрий Александрович подчеркнул, что их планируется складировать в установленных местах временного накопления на космодроме, а по мере заполнения вывозить на полигон захоронения твердых бытовых отходов.

Участникам общественных обсуждений рассказали о том, какие аварии могут возникнуть при эксплуатации разгонных блоках. Как заверил Д.А. Овсянников вероятность их возникновения на «Восточном» крайне мала, а уровень воздействия на окружающую среду при возникновении аварии является локальным и незначительным. Это достигается высоким уровнем надежности образцов ракетно-космической техники, а также высоким уровнем отработки технологий по подготовке и запуску изделий подобного класса. Анализ типов аварий и их последствий показал, что зоны опасного воздействия при подготовке разгонного блока ограничиваются территорией позиционного района космодрома и опасности для жителей близлежащих населенных пунктов не представляют.

Также был проведен анализ комплекса реализованных и планируемых к реализации мероприятий по охране окружающей среды, включающего в себя организационно-технологические, санитарно-технические и архитектурно-планировочные мероприятия, направленные на охрану атмосферного воздуха, на охрану и рациональное использование земельных и водных ресурсов.

После проведения публичных слушаний проектные материалы были согласованы с органами местного самоуправления. После окончательной доработки проект технической документации будет направлен на государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

Яндекс.Метрика