Поиск

 

Полномочия контролирующих органов в сфере охраны лесов от пожаров

18.04.2014 г. Правовое просвещение Печать
Согласно ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции в соответствии с Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (далее - государственный надзор), в котором раскрыты его основные направления.
Государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности в лесах. Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок, осуществления пожарной охраны в лесах и проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 3 вышеуказанного Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора:
- Федеральное агентство лесного хозяйства - на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
До недавнего времени на территории Амурской области федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляло управление лесного хозяйства Амурской области, которое с марта 2013 года реорганизовано и вошло в состав Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности; государственные казенные учреждения - ГКУ Амурской области «Лесничества», а также надзор осуществляет управление Росприроднадзора по Амурской области.
Согласно п. 8 Положения о федеральном государственной пожарном надзоре в лесах должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса РФ, должностные лица указанных органов при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах имеют право:
- предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;
- осуществлять патрулирование лесов;
- проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
- пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным Кодексом РФ документов;
- ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
- осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
- составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
- выносить обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
- осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
- предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции о приостановлении использования лесов, о взыскании вреда (ущерба), причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;
- задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;
- осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Кроме того, органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор в лесах, рассматривают обращения граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
По фактам нарушений лесного законодательства граждане, представители юридических лиц, общественных организаций, индивидуальнее предприниматели и другие вправе обратиться в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, а также в управление Росприроднадзора по Амурской области - по фактам нарушений лесного законодательства на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Яндекс.Метрика